История создания компании серьезно отличается от истории создания компании Гугл. Последний, как известно, был основан двумя "технарями-студентами", которые до этого момента бизнесом не занимались, но сумели привлечь инвесторов, а затем и профессиональных управленцев. Яндекс же, в отличие от своего "большого брата" пока еще не привлекал варягов к управлению компанией. Вполне возможно, что отличия в сценариях развития обусловлены спецификой России 90х годов, когда менеджеров, подготовленных к новым реалиям рынка, еще не было, ими становились заочно. Да и рынка как такового также еще не было.
И хотя вырос Яндекс также на американских инвестициях, это скорее случайность, дань дотком буму конца прошлого века, а также нежелание Аракадия (если верить статье) рисковать деньгами и благополучием братского КомПТека.
Проработав больше года в Яндексе, и интересуясь его историей задолго до поступления туда на работу, я не знал некоторых интересных подробностей. В частности, ни разу при мне не упоминалась "кооперативная" версия происхождения Яндекса. Также очень интересно, что И. Сегалович, которого лично я считал непреклонным патриотом, в начале 90х годов собирался уезжать в США.
Только в последнее время стало понятно, как удачно было выбрано имя компании, придуманное весьма шаблонным для того времени способом, с помощью конструкции "yet another ...". Шаблонность этой конструкция была "разбавлена" заменой английских букв YA русским Я. Позволю себе напомнить, что в логотипе Яндекса, русская буква Я соседствует с английским окончанием ndex. Такое не совсем привычное буквосочетание привело в свое время моего научного руководителя в бурный восторг.
Теперь буква Я стала своеобразным символом и брендом компании. Ее старательно выделяют во всех связанных с поисковиком словах. Например, гость на ресепшене видит таблички с именами секретарей, в которых замыкающие Я – заглавные и выделены красным цветом. На некоторых это производит неизгладимое впечатление. Например, один мой знакомый по имени Данила, которого я привел на экскурсию в Яндекс, высказал интересную гипотезу. Она заключалась в том, что у всех работников Яндекса должна быть буква Я в имени (у меня, кстати есть!), других просто не берут на работу. После минутного размышления он заявил: "Меня бы вот не взяли, хотя нет, шансы есть, в слове ДанЯ тоже есть буква я."
Ну и напоследок еще один курьез на тему буквы Я. Как известно, по мнению создателей китайского поисковика Байду, который как и Яндекс занимает лидирующее положение на национальном рынке, "There are at least 38 ways of saying "I" in Chinese". Если дословно перевести этот лозунг на русский язык, то получится следующее: "Есть по меньшей мере 38 способов сказать Я на китайском!".